Таджикский национализм - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе - Душанбе мой любимый город! Таджикистан, Таджик

Душанбе

Таджикский национализм - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, ДушанбеТаджикский национализм - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе 2012 - Душанбе мой любимый город! Таджикистан, Таджик
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
[2011.10.02][Омар Хайям]
Быть в глазах не воде, а слезам суждено,
Быть для горя терпение другом должно.
Или долгой быть жизнь должна в меру страданья,
Иль должно в меру жизни быть кратким оно.
(Перевод: Н.Тенигиной)
(0) |Добавил: Лана
fff
Страница 1 из 11
Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе » История - Тарих » История Таджикистана » Таджикский национализм (И притеснения людей-представителей других национальностей)
Таджикский национализм
andreasДата: Среда, 2015.05.27, 00:22 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Главный Модератор
Сообщений: 448
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:
История не учит, а жестоко наказывает

Правительству Таджикистана пора бы разработать четкую программу, направленную на
урегулирование межнациональных отношений. Но, увы. Мания величия затмила
скудные остатки ума у большинства таджикских чиновников. Сегодня они
потворствуют разжиганию национализма среди остальных граждан,
подталкивая их на необдуманные действия.Так, в чью же сторону, все-таки, направлено острие проводимой сегодня политики Таджикистана? Основная цель кампании представителей титульной
национальности – дискриминации узбекоязычной части населения. Чтобы
воочию убедиться в этом, прочитайте таджикские сайты, послушайте
неофициальные речи «вождей» и вас поразит уровень кровожадности
таджикских респондентов по отношению к этническим узбекам.Опьяненные дурманом национал-шовинизма, руководители министерств и ведомств, категорически запрещают своим подчиненным из числа узбеков
общаться в рабочее время на своем родном языке. В отношении
«нарушителей» применяются меры административного взыскания, вплоть до
досрочного расторжения трудового контракта.Открыто демонстрировать свои крайне националистические взгляды стало модным и среди руководителей среднего ранга. Прискорбно, что даже в
изначально гуманных медицинских учреждениях начальство открыто угрожает
немедленным увольнением каждого, кто осмелится использовать узбекский
язык при общении не только с коллегами по работе, но даже с пациентами.
Главный врач Национального медицинского центра Абдулло Пирову хватает
наглости, не скрывая своих националистических взглядов, открыто угрожать
немедленным увольнением каждого, кто осмелится хоть как-то использовать
узбекский язык при общении. Такое самоуправство и вседозволенность его
подчиненные объясняют наличием влиятельных родственных связей в
правительстве страны. Родной брат Пирова ранее являлся начальником
Пенджикентского РОВД и до сего времени поддерживает близкие отношения с
главой исполнительного аппарата Президента Матлубхоном Давлатовым.Для убедительности хочется привести еще один печальный пример. Одним из «заслуженных националистов» республики является и прокурор
Зафарабадского района Согдийской области Лутфилло Саидов. Вызывает
огромное возмущение тот факт, что представитель таджикской фемиды
отказывается рассматривать поступающие от этнических узбеков заявления,
мотивируя свои действия незнанием представителями узбекской диаспоры
таджикского языка.Процесс «таджикизации» коснулся, к сожалению, всех слоев общества. Примеров тому уже множество. Некоторые чиновники и работники
госучреждений из числа этнических узбеков, вынужденно меняют свою
национальную принадлежность в паспортах, для того чтобы остаться на
занимаемой должности или добиться карьерного роста. И кому-то это
удается.Сорокалетний судья Спитаменского районного суда Журабек Сангинов является уроженцем населенного пункта Чорбог Уратюбинского района
Согдийской области. Родители у него – узбеки, а сам он решил стать
таджиком. Его расчет был верен. Вскоре представитель титульной
национальности был переведён на вышестоящую должность в Верховный суд
Республики Таджикистан. По такому же пути пошли заместитель начальника
Истаравшанского РОВД Вайдулло Азимов и работник районного отдела
судебно-медицинской экспертизы Фахритдин Атоев. Другого выбора у них
просто не было.Приведенные примеры становятся поводом для безнравственных работников отделений ЗАГС и паспортных столов для агитации родителей
новорождённых, а также лиц, оформляющих или меняющих паспорта,
«принимать» таджикскую, а не узбекскую национальность.На исключительно националистических принципах построена кадровая политика ГУП «Таджикские железные дороги». Глава предприятия Амонулло
Хукуматулло, который, кстати, приходится сватом Президенту Э.Рахмону дал
устное указание уволить всех сотрудников из числа узбеков. В категорию
«неугодных» были причислены не только сами работники предприятия со
стажем работы 20 лет и более, но и те, кто имел близких или дальних
родственников-узбеков.Не ограничивая себя в выборе выражений в отношении узбекоязычной части населения, Хукуматулло нередко выходит за рамки дозволенного.Если не уладить националистический пыл таджикского руководства, то в скором будущем напряженность может достичь своего апогея. А это
неизбежно приведет к более страшным последствиям, чем на юге
Кыргызстана.


Добавлено (2014.08.18, 22:34)
---------------------------------------------

Таджикский национал – «социализм»

Не могу читать вести из Таджикистана без слёз. Конечно, речь в данном
случае не идёт об официозе – где, когда, с кем и с какой целью
встречался президент РТ; какие объекты он посетил; какие и кому награды
вручал бровастый лидер…. Всё это туфта, имеющая такое же отношение к
действительности, какое имеет представитель индийской касты
неприкосновенных стать премьер-министром своей страны.Оценки независимых экспертов и просто честных людей неутешительны: в Таджикистане давно идёт «охота на ведьм» и страдают от этого процесса в
первую очередь представители нацменьшинств республики. И особенно –
узбеки.  Но нет предела цинизму и низменности таджикистанских властей!Скупые строки независимых изданий, и в первую очередь интернета, пестрят сухими, на первый взгляд, строчками: избита и изнасилована
жительница Согдийской области Дильфуза Раимбаева; племянник президента
Таджикистана и, по совместительству, глава * гостелерадиокомпании РТ
(вот совпадение-то!) Асадулло Рахмонов нагло потребовал плотских утех у
трёх узбечек, работавших в этой структуре и, разумеется, попавших «под
сокращение» именно из-за своей национальности; узбеков – равно как и
татар, русских, уйгуров не берут на работу; с них – сверх чуть ли не
официальной мзды – берут взятки за получение нужных документов,
паспортов и т.д. Напрашивается хоть и изуверский, но логичный вывод:
сегодня у власти в Таджикистане стоят СЕКСУАЛЬНО ОЗАБОЧЕННЫЕ люди. Всё у
них сводится к постели. И это уже диагноз, симптом власти, а отнюдь не
«единичные случаи».Представим себе на минутку, что такие вот «шалости» позволяют себе чиновники в соседнем Узбекистане. Представили? Какой бы хай и вой
подняли кормящиеся объедками с барского стола СМИ Таджикистана! А о том,
что творится у них под самым носом они, видите ли, «знать не знают,
ведать не ведают». Достаточно спорное утверждение…Увы и ах! Узбеки, татары, русские и прочие стали людьми второго, а то и третьего сорта в РТ. Так недалеко и до жёлтых шестиугольных звёзд на
одежде, и до концлагерей. К сожалению, это человечество уже проходило:
профукало в своё время Гитлера и Гиммлера, а потом заплатило кровью и
жизнью десятков миллионов людей.


Добавлено (2015.05.26, 23:27)
---------------------------------------------
Также в эту тему перенесу свидетельства очевидцев событий 90-годов (про русское население Таджикистана).

статья Владимира Старикова, русского переселенца из Душанбе:

http://golos.ruspole.info/node/2627

Дальше.

serjio28, 14.03.2010
эпизоды из жизни Душанбе 1990 годов

- Микрорайон на окраине города. В многоэтажном доме практически все
русскоязычные, но уже в некоторых квартирах заселяется народ из
кишлаков. Вечер. Человек десять русских подростков сидят и слушают
Патрисию Каас. Музыка звучит на весь двор. Неожиданно к ним подходит два
взрослых таджика и требуют выключить "русские песни", потому что
дескать тут Таджикистан и песни должны быть таджикские. Таджики здоровые
и злые мужики и поэтому подростки ретируют и отключают звук.

- еду в автобусе, на сиденье сидит русский мужик, над ним наклонясь едет
таджик. Много народу. Таджик периодический задевает русского по голове.
На 10 раз тот не выдерживает и просит так не делать. Таджик неожиданно
взрывается - "Ты такой сякой, мать твою растак. сиди алкаш тихо или
уматывай в свой расей." Русак отворачивается и дальше едет молча.

- звонок в дверь. Я 17 летний пацан иду открывать. На пороге 3 или 4
молодых таджиков. Спрашиваю "Вам кого ребята?". Отвечают - "Тебя".
Быстро закрываю дверь. Ломятся минут 5 потом уходят.

- ночью увидел в окне какие-то странные огни и рев бульдозера. Утром
очень удивился увидев несколько БТР около дома. Оказывается военные
подогнали их чтобы охранять свои дома. строим баррикаду около домов что
выходят не центральную улицу. Взрослые мужики ночью жгут костры и
дежурят по очереди. Милиция просит расходиться, а военные говорят о том
что ситуация херовая - надо сопротивляться. Ходим помогать взрослым и
носим белые повязки. Иногда по центральной улице видны торопливые толпы
таджиков в чапанах с палками. К нам не суются. Центр города в весь в
танках.

- эпизод из детства год наверно 1982. Иду по улице. Впереди по улице
стоит взрослый таджик с пацаном моего возраста. Увидев меня что-то
шепчет своему сыну. Тот понимающе кивает головой и с ненавистью смотрит
на меня. Когда я прохожу мимо него вдруг бросается на меня и пытается
ударить. Таджик одобряюще кричит - "Офарин" и пытается плюнуть в меня.
Убегаю от обоих.

- похороны. Траурная процессия машин по дороге на кладбище. После
разворота с Айни в стороны кладбища останавливаемся на несколько минут
около кишлака для каких-то формальностей. К машине с покойником сразу же
подбегает куча малолетних таджичат и начинает громко крича лезть на
борта грузовика чтобы посмотреть на страшное содержимое. Их не
останавливают не плачущие родственники ни общий скорбный момент.
Несколько человек им говорят чтобы ушли, но это только раззадоривает пацанов. Один пытается кинуть камень внутрь машины.
Видно, что им просто нравиться над нами издеваться. Мы для них ЧУЖИЕ, с
которыми можно делать все что угодно. Подходит таджик прохожий и громко
по таджикский говорит им чтобы ушли. Пацаны мгновенно изчезают - СВОИХ
они слушаются беспрекословно.


И:


Мария, 31.05.2010
Не читала все комментарии.
Хочу оставить свой маленький. Взгляд русского ребенка на февральские события 1990года.


Помню:
Как нас детей всех национальностей подняли в тихий час и повели в бомбоубежище. Воспитательницы-таджички были очень напуганы.
Потом за мной пришла тетя - она училась недалеко, в университете. Где-то
стреляли. Потом помню маму, которая бежит на встречу с заплаканным
лицом, и видя меня падает на колени. Я не понимаю почему.


Сижу дома. За дверью мужчины с автоматами. Они пришли в семью моей
подруги Вики - у нее отец афганец. Дедушка велит сидеть тихо. Отца Вики и
их имущество увозят. Вика, ее мама и брат ночуют у нас. Их били, не
сильно. Обещали убить нас - если заявим.


Жили мы на повороте аэропорта. Окна выходят на улицу. Я сижу на балконе. Мимо идут БТР (или что-то в этом роде). Мне страшно.

Мама уже позже рассказывала, как она возвращаясь по мосту домой чуть не
погибла. Ехали в рафике. На мосту кардон. Проверяют машины на наличие
нетаджиков. На глазах всего рафика останавливают машину: там русские
парень и девушка. Их вытаскивают из машины, избивают, девушку раздевают.
Оканчивается тем, что их сбрасывают с моста.
Мама и еще одну русскую женщину ехавшую в рафике, пассажиры (таджики!!!!) прячут в ногах под одеялами. Так и проезжают.


Мне все равно таджик-русский-еврей-хохол. Надо оставаться людьми. Чего и вам желаю.


Добавлено (2015.05.26, 23:28)
---------------------------------------------
Дорогой, Вы с русской мамой в каком районе жили в 1990 году? Явно не в Душанбе. А
я вот жила в Душанбе и до сих пор помню февраль 1990 года. И
не надо путать это с гражданской войной, которая началась осенью 1992
года. А февральские события 1990 года в Душанбе имели ярко выраженный
антирусский характер, Заходили в автобусы, троллейбусы молодые таджики,
за волосы вытаскивали лиц нетаджикской внешности, кидали на асфальт,
топтали и пинали ногами, женщин заставляли раздеваться и при всех
насиловали, а мужчин - камнями забивали. Я сама лично это видела и
другие подробности можете посмотреть в поисковике "Февральские события
1990 года в Душанбе." И все, что там написано - это правда. Я жила на
Испечак-2 ., таджики, зная, что бьют русских, вдруг все дружно вывесили
свои курпачи (национальные одеяла) сушить на перила балконов (в феврале
месяце!), а с той стороны дома, где нет балконов, через форточки
вывесили таджикские атласные тряпки. Это был опознавательный знак - "Мы -
свои". А ночью ходили таджикские парни и били стекла там, где не было
тряпок. Били стекла машин, если водитель был не таджик и т.д.и.т.п. Мы
все были в ужасе, таджики показали свое истинное лицо. Были лозунги:
"Чемодан - вокзал - Россия" и т.п. Русские погромы продолжались
несколько дней, пока не ввели войска. Некоторые русские начали уезжать
уже в конце февраля, но многие ждали окончания учебного года своих детей
и уезжали летом 1990 года. А гражданская война повторяю, началась
осенью 1992 года, к тому времени более 70% русских уже уехали, но на
заборах были надписи: "Русские, не уежайте, нам нужны рабы". После
отъезда большинства русских оказалось, что между таджиками куда более
серьезные противоречия и началась борьба за власть, когда таджик убивал
таджика.Оставшихся русских бить стало неактуально, так как они не
участвовали в борьбе за таджикскую власть и поэтому их не трогали.
Февральские события 1990 года таджики не любят вспоминать, это позорная
страница в их истории, они говорят обобщенно про годы гражданской войны,
когда они сами пострадали, а русские не забудут февраль 1990 года. Не
надо путать: отдельно мухи, отдельно котлеты. Февральские события 1990
года - таджики против русских, гражданская война 1992-1997 гг- таджики
между собой.


А вот и такое мнение еще:

На самом деле если вспомнить февраль 1990 год, то там действительно многим
попалось. Конечно в том числе и русским. Никогда не надо
забывать, что для нас сделал русский народ. Мы должны им благодарны за
это. Посмотрите на нашего соседа Афганистан. Там были англичане и кроме
геополитического интереса и использования своих нужд ничего не сделали. А
тут построенные города, инфраструктуры,ГЭС-ы и.т.д. Особенно русским и
России должны быть благодарны памирские таджики. Это за освобождение от
афганского нашествия и бухарских наемников, которые убивали, грабили,
насиловали и издевались.
Поэтому я считаю,что мы должны просить прощения за те погромы и Правительства Таджикистана должно это сделать в
первую очередь. Многие,которые покинули Таджикистан держат зла на нас и
они правы. Кроме всего этого надо возвращать тем людям квартиры,
которые были присвоены незаконно после того как они поспешно покинули
республику.


Добавлено (2015.05.26, 23:28)
---------------------------------------------
Свидетельства офицера Внутренних Войск МВД СССР, принимавшего участие в подавлении беспорядков в Душанбе в феврале 1990 года:

Владимир, 24.03.2010

Я принимал непосредственное участие в подавлении массовых беспорядков в городе Душанбе с 12 февраля 1990 года. Служил в 3-ей
оперативной бригаде ВВ МВД СССР (город Фергана).Нас сводный батальон
должны были отправить в город Баку,де с 18 января 1990 года находились
основные силы бригады,но ночью с 11 на 12 февраля 1990 года подняли по
тревоге,загрузили в ИЛы ик обеду мы были в Душанбе.При подлете к городу в
иллюминатор я увидел,что в нескольких местах сильные столбы дыма-горели
здания. Сразу из аэропорта нас отправили к зданию ЦК компартии
Таджикистана.К нашему прибытию там уже горело левое крыло и бесновалась
толпа в несколько тысяч человек.Толпу мы оттеснили от ЦК метров на
200.Примерно через полчаса появились мусульманские священники и стали
провоцировать толпу на нападения на нас.Из толпы стали бросать
проволочные петли (ОЧЕНЬ ХОРОШО СОСКАЛЬЗЫВАЮТ С КАСОК НА ГОРЛО!!!!) один
рывок-солдат без сознания и его тащут в толпу.А у солдата автомат и
патроны!! Еле отбили несколько солдат от нападавшей толпы.И тут со
стороны толпы раздались выстрелы.В соседнем батальоне (Советская
Армия,кажется из Душанбинского гарнизона) упало несколько подстрелянных
военнослужащих)В это же время у нас еще двоих солдат поволокли в толпу
петлями. Когда из толпы начали стрелять с нашей стороны у кого -то нервы
не выдержали и в ответ дали несколько очередей.Толпа сразу ломанулась
вниз по спуску- впереди быстрей всех драпали муллы-провокаторы. И
НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ ПОГРОМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ КВАРТАЛОВ,а ИМЕННО : 32-33-34 и
других микрорайонов. Вечером нас сняли с охраны здания ЦК и отправили в
миркрорайоны,где шакалили таджикские банды :насиловали европейских
девчат,избивали любого мало-мальски похожего на европейца(досталось и
некоторым таджикам-среди них есть немало и светлых.)Грабили
магазины,жгли троллейбусы,автобусы,машины.В это время в город были
выведены танковые части. Разогнав несколько банд в 33 и 34 микрорайонах и
сдав задержанных погромщиков местной милиции (через несколько часов
кое-кого из них мы опять отловили на улицах) мы получили сообщение,что
толпа примерно из 2000 человек движется к 33 микрорайону,громя все на
пути,избивая людей и поджигая здания.Мы выехали на перехват(нас было
около 300 военнослужащих). Действовали быстро и жестко - за 15 минут
уложили всю толпу мордами в асфальт.Начали фильтрацию. Каково же было
наше изумление,когда мы отфильтровали почти 100 человек городского
комсомольского оперативного отряда,возглавляемого 20 сотрудниками
Душанбинского городского КГБ !!! У всех при личном обыске были
удостоверения личности.А доблестные комсомольцы-оперотрядцы имели и по
несколько бытылокс бензином.Ялично этих доблестных КГБшников привез в
МВД Таджикистана и сдал министру.Пока сдавал,как из под земли появился
незабвенный Петкель. Оказывается его ребята ВЫЯВЛЯЛИ В ТОЛПЕ ПОГРОМЩИКОВ
ОРГАНИЗАТОРОВ ПОГРОМОВ!!!!!!! Он сразу забрал своих ребят,а министр
внутренних дел даже не дернулся!!! ВЫВОДЫ ДЕЛАЙТЕ САМИ. Через 2 дня
меня ,троих бывших со мной офицеров и отделение солдат (кто конвоировал
задержанных в МВД ) вызвали министр ВД Таджикистана и командующий
опер.группой ВВ МВД СССР поблагодарили за отлично проделанную
работу,взяли подписки о неразглашении и ПО ДОБРОМУ посоветовали держать
язык за зубами. А 16 февраля меня ранили,переломали несколько
ребер,сломали руку в очередном побоище,затем передвижной госпиталь ВВ и
20 числа эвакуировали из Душанбе с другими ранеными и
покалеченными.Да,чуть не забыл,журнал боевых дейстий был переписан
заново,чтоб не было упоминания о том эпизоде с КГБ. Вот такая история.
Началось с армянских беженцев,перенеслось на погромы европейцев,а потом
начали резать друг друга,выясняя,кто есть более истинный таджик.И лапу
приложило доблестное КГБ, любимая партия(КГБ без нее никуда) и преданный
комсомол. Между прочим в те времена более половины мулл и прочих
мусульманских священников были так или иначе повязаны с КГБ.


Добавлено (2015.05.26, 23:29)
---------------------------------------------
Дододжон Атовуллоев: «Коммунисты и КГБ-шники «сдали» половину нетаджикского населения Душанбе»Дододжон Атовуллоев, журналист, таджикский оппозиционер и лидер движения «Ватандор», также рассказал «Фергане.Ру» о том, что он
помнит и как воспринимает февральские события:


«Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана черной
страницей, причем страницей непрочитанной. Никто до
сих пор точно не знает, как могло случиться то, что случилось, не
названы виновные в тех событиях. Нынешние власти стараются о феврале
1990 года молчать, вообще не вспоминать – ни плохо, ни хорошо. Даже
камень, который был установлен на площади Шахидон в память двадцати
шести невинно погибших людей, - даже этот камень куда-то исчез, и никто
не знает, кто распорядился его убрать. А ведь на месте этого камня
сначала хотели поставить памятник…
Когда началась горбачевская перестройка, Таджикистан начал бурлить. В людях проснулась надежда, начали выходить новые газеты,
организовывались митинги – но в этих выступлениях не было ни
антирусских, ни антиармянских, ни протаджикских настроений. Люди
критиковали компартию, которая тогда была у власти, были настроены
антикоммунистически. Тогда еще не было организованной оппозиции, даже
партий не было никаких, кроме КПСС. В Таджикистане тогда было только
движение «Растохез» («Возрождение»), и в него входили студенты, молодые
ученые, цвет таджикской интеллигенции. В конце февраля 1990 года должны
были проходить выборы в парламент, и многие лучшие люди – журналисты,
ученые, представители интеллигенции – пошли в депутаты на тех выборах. И
если бы они были избраны, то в Таджикистане был бы самый демократичный
парламент. Но после февральских событий всех этих людей – и меня в том
числе, я тоже шел в депутаты от Пенджикентского округа – обвиняли в
причастности к февральским погромам и беспорядкам.
 Душанбе бурлил. А к тому времени уже произошли события в Баку и Тбилиси. И мне
кажется, что одной из главных причин февральских событий
был дикий страх правящей партхозноменклатуры потерять власть.
Таджикистан мог стать новым очагом беспокойства, и нужно было подавить
эту новую волну, людей, которые посмели иметь антикоммунистические идеи.

В моей газете «Чароги руз» было опубликовано сенсационное интервью тогда
еще майора КГБ Абдулло Назарова о тех событиях. Сейчас Абдулло
Назаров – заместитель председателя КНБ Таджикистана. И Назаров тогда
впервые открыто и от своего имени заявил, что к февральским событиям
имеют непосредственное отношение сотрудники КГБ Таджикистана во главе с
тогдашним председателем КГБ Петкелем. Тогда интервью Абдулло Назарова
произвело эффект взорвавшейся бомбы – он называл многие имена и то, как
именно КГБ участвовал в февральских событиях. Им нужен был повод для
подавления движения, представители которого могли стать новой элитой
Таджикистана. Им нужно было подавить стремление к свободе – а значит, им
нужны были погромы. И Назаров рассказал, как сотрудники КГБ, сексоты,
осведомители стали провокаторами тех погромов.
 Я знаю лично многих людей, которые тогда выходили на площадь перед
президентским дворцом. И ни у кого из них не было оружия. Во времена
СССР вообще оружия у людей не было. А власти стали передавать в Москву
сводки о народных волнениях, мол, все вооружены, бандиты… Они писали,
что таджики якобы выступали против российских войск, что нападают на
военнослужащих, на русскоязычных… Москва была введена в заблуждение.
 Да, потом уже начался беспредел. Но только после того, как на этом митинге
были убиты невинные люди. И если бы из Москвы не прислали
спецназ, группу «Альфа», если бы Москва не ввела танки – то я не знаю,
чем бы все закончилось. Слава богу, что тогда удалось это остановить.
Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения –
таджики, другая половина – русские, евреи, узбеки, татары…
На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски…
Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в
Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля
русскоязычные стали уезжать – а это были лучшие, самые образованные
люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих
пор не оправился. Сейчас Душанбе – это большой колхоз…
 Я никого не хочу оправдать. То, что тогда случилось, - случилось
стихийно, потому что тогда не было какой-то партии, штаба, откуда это
все организовывалось, не было лидера, вокруг которого сплотились бы люди
и указания которого они выполняли. Но страшно, что коммунисты и
КГБ-шники, стараясь сохранить свою власть, положили на алтарь жизнь и
безопасность половину нетаджикского населения Душанбе.
 Провокаторы пускали слухи, что армянам, которых тогда много приехало в Душанбе из
Азербайджана, дают квартиры, предназначенные таджикам – а
ведь таджики по двадцать лет в очередях на жилье стояли… Люди вокруг
Душанбе жили в страшной нищете, которая сопровождалась огромным
приростом населения: в одном домике жило по четыре-пять семей.
Люди на митинге просили: пусть Махкамов выйдет к народу, пусть объяснит! И
если бы он вышел и сказал, что никто ваши квартиры никому не
отдает, что армян поселили в эти дома временно, по закону
гостеприимства, потому что у них трагедия, они лишились домов, родины –
ведь все бы поняли! И не было бы ничего! Когда в аэропорту Душанбе
стояло два самолета с армянами, которые вылетали в Ереван, Хаджи Акбар
Тураджонзода говорил, что эти самолеты нужно показать по телевидению,
чтобы люди успокоились. Мол, они улетают! Но никто не показал эти сюжеты
по телевидению, об этом не рассказали в газетах.
И Махкамов не вышел, напряжение росло. А когда погибли люди, то ситуация
стала неуправляемой, толпа пошла громить. И уже забыли об этих
армянах, громили жилые дома, где вообще жили нетаджики, громили
магазины, склады… Начался беспредел. Начали свою игру чиновники, которые
работали в правительстве и занимали не очень важные места, - а им
хотелось подняться выше. Подключились священнослужители, подключились
провокаторы.
 Но надо отдать должное душанбинцам. В том районе, где я жил, недалеко от
цирка, - на улицы выходили мужчины, женщины, по ночам разжигали
костры и сторожили, охраняли свои дома и дома своих соседей-нетаджиков.
Во многих районах города были созданы такие «отряды самообороны», мы
ходили, кто с палкой, у кого нож в кармане – и охраняли. Я помню, как
лучшие представители таджикской интеллигенции ходили по домам и убеждали
жителей не поддаваться на провокации… И их слушали, потому что эти люди
обладали авторитетом. Но мы не могли охватить все районы и защитить
всех.
 Потом, после событий, мы писали письма в Армению и просили прощения – всем
было стыдно. Мы сами потом стали беженцами, мы только потом
поняли, что такое потерять родину, родной дом.
 После этих событий все руководство Таджикистана подало в отставку: и первый
секретарь РК КПСС, и председатели Верховного совета и кабинета
министров. Но в Душанбе приехал Борис Пуго – и они все вернулись на свои
посты.
Пуго много знал об этих событиях, но его нет в живых. И Петкель знал, но он
тоже уже умер. В Таджикистане осталось два человека, которые
много могут рассказать о феврале 1990 года – но они молчат. Это Махкамов
и тогдашний председатель Совмина Таджикистана Хаяев.
 Но именно потому, что до сих пор неизвестны подробности февральских
событий, из февраля никто не вынес никакого урока. А нам нужно не только

знать эти уроки – нам нужно покаяться. Потому что цена февральских
событий – не только 26 погибших, о которых сегодня никто не помнит, но и
гражданская война, потому что после февраля 1990 года народ стали
делить на «красных» и «зеленых», на «юрчиков» и «вовчиков».
 Да и о войне, которой тоже скоро двадцать лет, стараются не говорить.
Никто не знает, кто герои, кто антигерои, кто враги, кто друзья… Не
только мировое сообщество, но и сами таджики не знают, из-за чего и за
что погибли 150 тысяч человек… Ни один генерал, ни один полевой командир
не покаялся в том, на что обрек свой народ на этой войне. Трагедия,
если страна не знает своего прошлого. Антиузбекская и антирусская
истерия, которая сегодня идет в Таджикистане, может стать прологом новой
катастрофы, которая обрушится на нашу маленькую многострадальную
землю…»


Добавлено (2015.05.26, 23:30)
---------------------------------------------
И еще свидетельства:

Виола Сказал(а):
ноября 10, 2011 at 15:29
Я родилась и выросла в Таджикистане. Считала его своей Родиной. А эта Родина в 90 годы (в лице своих граждан) – убила моего мужа и никто
даже заниматься этим делом не стал;
- матерными словами “иди на … на свой Россия” выгнала меня;
- отобрала приватизированную квартиру;
- ВЫНУДИЛА уехать в Россию чтобы обеспечить безопасность своей семьи.
И что же я увидела по приезду: в первом же городе на первом же базаре –
знакомые все лица, которые лишили меня РОДИНЫ, уже не только приехали
вперед меня, но уже торгуют с размахом и живут в лучших номерах
гостиницы. Считаю, что должна быть справедливость! Выгнали русскоязычное
население из Таджикистана – так живите сами, а не расползайтесь по
всему миру! А если уж приехали в Россию, будьте добры, соблюдайте наши
правила, как заставляли соблюдать свои обычаи в Таджикистане. А по
поводу миграции думаю, что если бы не было гастарбайтеров, то работали
бы на стройках специалисты из российской глубинки. И не было бы у хозяев
соблазна экономить на зар.плате рабочих и не платить налоги в казну.

И:

Вячеслав Сказал(а):
ноября 18, 2011 at 12:26
Полностью согласен с Виолой. Таджики с усердием изгоняли русских из своей республики, наивно полагая, что если русские уедут, то им будет
счастье. Отобранные квартиры и украденное имущество не сделает вас
счастливыми, зато изгнание самых образованных людей, а именно таких в
СССР и направляли на национальные окраины, могло послужить трамплином к
развитию Таджикистана… не послужило потому, что полуграмотные
националисты посчитали русских лишними. Теперь настало время собирать
камни и не обижайтесь, если лишними в России окажетесь вы. И не надо
пытаться качать свои права – вы гости, точнее гастарбайтеры, а гостям
полагается вести себя прилично в соответствии и обычаями хозяев. И
последнее – когда ваши правители пытаются укусить руку дающего вам хлеб,
такого кусаку полагается бить и не нужно на это обижаться. Вы оказались
крайними в этой истории, ну что ж – вам не повезло…


Добавлено (2015.05.27, 00:20)
---------------------------------------------
Выдержка из блога Бориса Старикова (сын Владимира Старикова, русского переселенца из Душанбе). Он как-то посетил Таджикистан, публиковал в своем блоге разные материалы. Привожу тут выдержку одной из них (про русских в Таджикистане сейчас):

Согласно официальной статистике, русскоязычных
в Душанбе менее 5% от общего числа горожан
(до войны было примерно две трети, >60%).Так
это или нет, проверить не представляется
возможным, но русских в Душанбе действительно осталось
очень мало. В других городах Таджикистана
и того меньше. Учитывая, что национализмом
здесь «наелись» до рвоты, отношение к
русским нормальное — не хуже и
не лучше, чем к представителям титульной
нации. Мелкие бытовые конфликты неизбежны
в любом обществе, а потому они не являются
показателем в отношениях. Помня, как
было небезопасно в моем детстве гулять
в чужом районе (могли побить только за
то, что я русский), то сейчас этого нет,
мой сын свободно гуляет где хочет без
каких-либо последствий для себя. Да и
сам я не испытываю дискомфорта из-за
моей национальности. Даже незнание
таджикского языка никак не отражается
на отношении ко мне или членам моей
семьи. К сожалению, из горького опыта уроки не всегда извлекаются, а
потому история начинает повторяться. Все чаще приходится слышать о
бытовом национализме - когда соседям пакостят только потому, что они
русские. Особенно тяжко приходится одиноким женщинам, ведь за них некому
заступиться. Да и детей не учат толерантности (ни дома ни в школе) -
мой сын стал рассказывать случаи, когда к нему задирались по признаку
национальности. Русских детей часто обзывают "Рус-урус". Из-за этого
некоторые русские дети, свободно владеющие таджикским языком, стесняются
признаваться в своей национальности. Особенно меня впечатлило нечто
новое, чего не было до войны - над сыном издеваются по религиозному
признаку, ведь он не мусульманин (представляю, что было бы, если бы всех
таджиков в России заставили бы принять христианство!). Русскому сложнее
устроиться на хорошую работу - нацией не вышел. А в принципе к русским относятся хорошо до тех пор, пока с них что-то можно поиметь. Как все это знакомо!


Добавлено (2015.05.27, 00:22)
---------------------------------------------
И дополнение оттуда-же:

Что же касается недавней истории (гражданской войны в
Таджикистане), то местное население
готово до пены у рта спорить о том, что
русских не трогали, а уехали все
исключительно сами, по доброй воле. Что
не было издевательств и зверских убийств русских и вообще русских
всегда защищали. И это можно понять, ведь что такое несколько сотен
зверски убитых только за то, что они были русскими, на фоне сотен тысяч
таджиков, погибших в гражданской войне - капля в море. Только «из песни
слов
не выкинешь», против фактов не попрешь.
Да, сейчас отношение несколько изменилось, но это никак
не влияет на мою память и память выживших
в тех чудовищных кровавых событиях 90-х
годов. До сих пор, гуляя по городу,
вспоминаю, где и что происходило тогда.
Я до сих пор помню те районы города, куда
было смертельно опасно появляться
одному, и все потому, что я русский. Да,
сейчас все изменилось, но не человеческая
память.
 
Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе » История - Тарих » История Таджикистана » Таджикский национализм (И притеснения людей-представителей других национальностей)
Страница 1 из 11
Поиск:

Powered by Султанов Баходур Анварович © 2017 Яндекс цитирования Находится в каталоге Апорт Яндекс.Метрика
Поддержать форум на Forum-top.ru