Черный февраль 1990 года. Душанбе. - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе - Душанбе мой любимый город! Таджикистан, Таджик

Душанбе

Черный февраль 1990 года. Душанбе. - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, ДушанбеЧерный февраль 1990 года. Душанбе. - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе 2012 - Душанбе мой любимый город! Таджикистан, Таджик
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
[2012.06.13][Компьютеры]
Набор и распечатка текстов (рефераты, курсовые, диссертации, и т.д.) Изготовление бейджиков, визиток,ресторанных меню, пригласительных и поздравительных открыток, виньеток, ценников, карманных календарей. (1) |Добавил:
fff
Страница 1 из 11
Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе » Душанбинцы всего мира объединяйтесь!!! » Таджикистан наш дом!-Точикистон хонаи мо! » Черный февраль 1990 года. Душанбе. (В эти дни исполняется 24 года с момента тех событий.)
Черный февраль 1990 года. Душанбе.
andreasДата: Среда, 2014.02.12, 00:04 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Главный Модератор
Сообщений: 448
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:
Собственно, из названия темы и ее описания все становится ясно.
Я писал подробно об этом здесь: http://www.2shanbe.ru/forum/91-490-3#42004
В той теме я приводил свидетельства разных людей, рассказывавших в разное время о тех драматических событиях.

Есть также свидетельства того, что в провокациях против русского населения Душанбе принимали участие, помимо прочего, тамошние евреи и узбеки, жившие также в столице Советского Таджикистана. А, в свою очередь, многие таджики в те дни помогали русским и укрывали их от погромщиков.
Вот выдержки:

Немало в эти дни пострадало и таджиков, укрывавших русских, и особенно врачей, оказывавших помощь жертвам
насилия. Лиц местной национальности избивали за разговор, ведущейся на
русском языке, а женщин - таджичек за европейский стиль одежды.


Из письма домохозяйки М.Назировой, опубликованного в газете "Вечерний   Душанбе" 18 февраля 1990 г.: "Мы с
мужем впустили и спрятали русскую девушку Наташу, которая, возвращаясь
13 февраля с занятий в пединституте, попала в самую гущу бесчинствующей
толпы. В разорванной куртке, с растрепанными волосами, она дрожала от
страха и долго не могла успокоиться. Мы не спали всю тревожную ночь,
разговаривали и, как ни горько сознавать, мне, матери пятерых детей,
очень стыдно было смотреть русской девушке в глаза…".


Из этой статьи: http://golos.ruspole.info/node/2627

Вскоре после этого начался исход русских из Таджикистана. А учитывая то, что русские в большинстве своем представляли прослойку высокоинтеллектуального высокообразованного населения- ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, участвовавшей во многих аспектах жизни республики, то становится ясно, что республика понесла огромную утрату в связи с этим. cry poor

Результатом массового оттока русских, последовавшей потом гражданской войны 1992-1997, и обретения Таджикистаном "независимости", являются: нищета, массовая безработица, и, как следствие- вынужденный отъезд значительной части населения республики в трудовую миграцию, упадок медицины, культуры и образования, деградация общей нравственности, и тому подобное.
Вот статья: http://www.belvpo.com/ru/22153.html

Некоторые говорили, что, якобы, "русские были оккупантами, притесняли местное коренное население", и подобное. На самом деле, нет ни одного подтверждения этому. Русские в Таджикистане (и не только там) были высококвалифицированными врачами, учителями, инженерами, производственниками, работниками сферы культуры и искусства. То есть людьми, реально двигавшими вперед республики, где они жили и работали. Кроме того, Советское правительство ничем не выделяло русских и не ущемляло таджиков (а равно, как и другие народы). В Советское время в Таджикистане действовали мечети- никто религию у таджиков не отнимал и ничего не запрещал.

Есть также и такая статья: http://webkamerton.ru/2012/04/modzhaxed-iz-podmoskovya/

Приведу некоторые выдержки из нее, касаемо февральских событий 1990 года в Душанбе. Вот:

Подготовка к изменению существующего строя началась в республике ещё в середине семидесятых годов, когда
советская власть казалась незыблемой. Религиозные деятели крупного
ранга, получившие высшее образование в странах Ближнего Востока,
одновременно являлись и резидентами внешних разведок этих стран. Перед
ними была поставлена конкретная цель с одновременной подпиткой крупными
денежными вливаниями.
Вернувшись в Таджикистан и заняв ключевые посты в религиозных организациях, эти священнослужители начали
сплачивать вокруг себя хатибов мечетей, мударрисов в учебных религиозных
заведениях, верующих, подвергавшихся тщательной проверке на
благонадёжность. Этот круг разрастался, во многих районах образовались
подпольные организации, готовые выступить по первому сигналу и начать
боевые действия. В соседних исламских странах закупалось оружие и по
тайным каналам переправлялось в Таджикистан. Хранилось оно в подвалах
мечетей. Создалась парадоксальная ситуация: муллы во время молитв
толковали о миролюбии и верности советской власти, и в то же время при
их участии готовились боевики и формировались вооружённые подразделения.
Горбачёвская перестройка развязала руки религиозным фундаменталистам, которые стремились произвести
государственный переворот, захватить власть в стране и начать
строительство исламского государства. Уничтожившее Советский Союз
Беловежское соглашение стало сигналом к началу активных действий в
Таджикистане. В столицу доставляли из отдалённых районов полуграмотных
горцев, обработанных в нужном ключе. У здания ЦК Компартии Таджикистана
начался бессрочный митинг, выдвигались требования – ликвидировать
Компартию, тогдашним правителям уйти в отставку и передать власть
народным выдвиженцам, среди которых были те же самые исламские
фундаменталисты. Но всё это была подводная часть экстремистского
айсберга. Видимая же часть состояла из демократических лозунгов,
обещаний превратить Таджикистан в светское, правовое государство, что
нимало не соответствовало тайным замыслам лидеров оппозиции.
Немалое количество населения республики было настроено просоветски и поддерживало тогдашнего президента и
правительство, и было полно решимости не допустить изменения
существующего строя.
Страсти накалялись, достаточно было запальной искры, чтобы от митингового противостояния перейти к решительным действиям.Участникам антиправительственного сборища платили деньги, на площади установили палатки, в которых они
отдыхали, там же на кострах готовилась горячая пища. Уже одно это
говорило о том, какие большие средства вкладывались в предстоящую
исламизацию Таджикистана.
Сторонники оппозиции были и в силовых структурах. Так, в Комитет государственной безопасности поступали
сигналы о том, что готовится правительственный переворот и может
начаться гражданская война, но сигналы эти не вызывали должной реакции.
Делался вид, что ничего особенного не происходит.
В столицу республики проникли криминальные группировки. Начались грабежи магазинов, поджоги, дома на
центральном проспекте зияли выбитыми витринами, чернели обугленными
стенами. Население города оказалось без защиты, его обирали, избивали
тех, кто осмеливался противодействовать, убийства стали обыденным
явлением, и никаких существенных мероприятий не проводилось.
Основной удар пришёлся по русскоязычному населению, до которого никому не было дела. Началось хаотичное бегство
из Таджикистана. Бросали квартиры, нажитое имущество, ехали, куда глаза
глядят, без всякой надежды хоть как-то устроиться в России, лишь бы
спасти жизни свои и своих домочадцев.

Такая вот невеселая картина...... cool

Также стоит отметить, что те беспорядки и акты насилия в отношении русского населения были локальными- только в столице, и другие районы республики это не затронуло. Русские, жившие, например, в Чкаловске, от тех погромов не пострадали, да и могли вообще не знать о произошедшем в столице республики.

Добавлено (2014.02.11, 23:50)
---------------------------------------------
Еще хочу сказать вот что.
Те события (февраль 1990 года в Душанбе) часто путают с периодом гражданской войны (она началась лишь через два с лишним года после тех событий, и русских тогда действительно особо уже не притесняли), и смешивают эти события.
Февральские события 1990 года в Душанбе, по свидетельствам очевидцев, носили ярко выраженный анти-русский характер. А в ходе гражданского противостояния (1992-1997) таких проявлений (целенаправленного притеснения русских военной силой в ходе боевых действий) уже почти не было. (однако, далеко не однократно были случаи бытового национализма).

Еще я, как русский, хочу сказать свое "Рахмати калон!" (Большое спасибо!) тем добрым таджикам, которые помогали русским в те дни и укрывали их от погромщиков! Мое почтение и уважение этим добрым таджикским людям!

Вот один фрагмент:

Здравомыслящих таджиков, кстати, тоже убили. Тех, кто не уехал в Россию. Я никогда не говорю на эти темы со
своим другом-таджиком. Зачем? Нам и так всё понятно. Так же, как я
никогда не благодарил таджиков – друзей нашей семьи, которые
предупреждали моих родителей о готовящихся погромах и приходили к ним в
дом, чтобы защитить их даже ценой своих жизней, если придут варвары.
Зачем им моя благодарность? Они понимали, что делали, понимали, кто это –
русские.
Увы, их было не большинство.


Из этой статьи: http://ratibor59.livejournal.com/1958035.html

Добавлено (2014.02.12, 00:04)
---------------------------------------------
Я сейчас не виню ни в чем таджикский народ. Да,- ошибки были. Многое утрачено, и время вспять не вернешь. sad Случилось то, что случилось. Важно, чтобы из случившегося были сделаны верные выводы- дабы избежать повторения. Увы, но приходится констатировать, что многие не извлекли из тех событий никаких уроков. cool
 
RaliyaДата: Четверг, 2014.02.13, 09:33 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 105
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Про события 1990-1997 гг. я многократно задавала вопросы своим таджикам. Мне тоже хотелось узнать подробности гражданской войны. Как себя чувствовали люди. Били тогда не только русских. Надо сказать даже, что русские совсем не так сильно пострадали, как другие. Да, впервые за много лет их унизили и оскорбили, ведь до этого момента русский человек был неприкосновенен, объявив себя старшим братом всех народов, школы с таджикским языком считались непрестижными, местные жители награждались негативными эпитетами. Еврейские погромы случались не только в Таджикистане. Теперь в еврейских домах живут цыгане-попрошайки, а армянские многоэтажки заселены таджиками. Первыми ушли евреи. В Израиле их встретили так же, как в России встречают гастарбайтеров из Средней Азии. Значительная часть евреев Таджикистана говорила на диалекте таджикского, хотя исповедовала иудаизм. И самую немногочисленную прослойку составляли русскоговорящие ашкеназские евреи. 
Следом наступила очередь узбеков. Узбеков и евреев таджикские радикалы любили называть предателями и народами без родины. Узбекистан со своей стороны выражал нетерпимость к Таджикистану.
Армяне и остальные кавказские народы поняли, что дальше оставаться опасно, и тоже выехали. Кавказ остался только в Кулябе, где сложилась мощная кавказская диаспора, способная в любой ситуации постоять за себя. 
Больше всех пострадали от войны сами таджики. Боевики нападали не только на европеизированных соотечественников, но и на местных жителей с вековым укладом. Выбивали двери в домах, наставляли оружие на стариков и детей, угрожали. Процветал бандитизм. Группировки , не принадлежавшие ни к одной из политических сил, выдавали себя то за правительственных солдат, то за оппозицию, чтобы совершить налет и поживиться. Грабили подчистую. Бои продолжались то на киргизской, то на афганской, то на узбекской границах. До сих пор въезд на некоторые дороги засыпан бульдозерами из-за тонн взрывчатки, заложенных воюющими сторонами. Полностью уничтожены десятки населенных пунктов, где еще в 80-х жили промышленные рабочие. Никто больше не хочет такой войны.
 
andreasДата: Четверг, 2014.02.13, 12:33 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Главный Модератор
Сообщений: 448
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:
Цитата Raliya ()
Про события 1990-1997 гг. я многократно задавала вопросы своим таджикам. Мне тоже хотелось узнать подробности гражданской войны. Как себя чувствовали люди. Били тогда не только русских. Надо сказать даже, что русские совсем не так сильно пострадали, как другие

Ралия, Ты (давай перейдем просто на "ТЫ"), видимо, не совсем правильно ставила вопрос перед таджиками. Надо было спрашивать не столько о самой войне (1992-1997), сколько о событиях в феврале 1990 года в Душанбе. Это несколько разные вещи.
Я бы разделил период 90-годов на 2 этапа, а именно:

1. Февральские погромы 1990 года в Душанбе.
2. И, собственно, сама гражданская война (1992-1997).
В первом случае- события, по свидетельству очевидцев, носили ярко выраженный анти-русский характер. Во втором- это была уже война таджиков против таджиков, и русских тогда уже особо не притесняли. Не считая фактов бытового национализма. Посмотри эту статью, например: http://golos.ruspole.info/node/2627
И здесь:

Дорогой, Вы с русской мамой в каком районе жили в 1990 году? Явно не в Душанбе. А
я вот жила в Душанбе и до сих пор помню февраль 1990 года. И
не надо путать это с гражданской войной, которая началась осенью 1992
года. А февральские события 1990 года в Душанбе имели ярко выраженный
антирусский характер, Заходили в автобусы, троллейбусы молодые таджики,
за волосы вытаскивали лиц нетаджикской внешности, кидали на асфальт,
топтали и пинали ногами, женщин заставляли раздеваться и при всех
насиловали, а мужчин - камнями забивали. Я сама лично это видела и
другие подробности можете посмотреть в поисковике "Февральские события
1990 года в Душанбе." И все, что там написано - это правда. Я жила на
Испечак-2 ., таджики, зная, что бьют русских, вдруг все дружно вывесили
свои курпачи (национальные одеяла) сушить на перила балконов (в феврале
месяце!), а с той стороны дома, где нет балконов, через форточки
вывесили таджикские атласные тряпки. Это был опознавательный знак - "Мы -
свои". А ночью ходили таджикские парни и били стекла там, где не было
тряпок. Били стекла машин, если водитель был не таджик и т.д.и.т.п. Мы
все были в ужасе, таджики показали свое истинное лицо. Были лозунги:
"Чемодан - вокзал - Россия" и т.п. Русские погромы продолжались
несколько дней, пока не ввели войска. Некоторые русские начали уезжать
уже в конце февраля, но многие ждали окончания учебного года своих детей
и уезжали летом 1990 года. А гражданская война повторяю, началась
осенью 1992 года, к тому времени более 70% русских уже уехали, но на
заборах были надписи: "Русские, не уежайте, нам нужны рабы". После
отъезда большинства русских оказалось, что между таджиками куда более
серьезные противоречия и началась борьба за власть, когда таджик убивал
таджика.Оставшихся русских бить стало неактуально, так как они не
участвовали в борьбе за таджикскую власть и поэтому их не трогали.
Февральские события 1990 года таджики не любят вспоминать, это позорная
страница в их истории, они говорят обобщенно про годы гражданской войны,
когда они сами пострадали, а русские не забудут февраль 1990 года. Не
надо путать: отдельно мухи, отдельно котлеты. Февральские события 1990
года - таджики против русских, гражданская война 1992-1997 гг- таджики
между собой.


Добавлено (2014.02.13, 10:22)
---------------------------------------------
Дальше.

Цитата Raliya ()
Да, впервые за много лет их унизили и оскорбили, ведь до этого момента русский человек был неприкосновенен, объявив себя старшим братом всех народов, школы с таджикским языком считались непрестижными, местные жители награждались негативными эпитетами.

Если кто-то из русских в Советское время что-то плохо сказал или сделал в отношении местного населения, то такого было мало- русские, в большинстве своем, были высокообразованными высокоинтеллектуальными людьми: врачами, учителями, инженерами, научными работниками, работниками сферы культуры и искусства. И приезжали эти люди жить и работать в Таджикистан (и не только в эту республику) не для того, чтобы как-то притеснять местное население, а затем, чтобы, отдавая весь свой потенциал, превращать этот край в подобие культурного цивилизованного государства. Эти люди не были какими-то "крутыми", "блатными" и "авторитетами". Они получали самые обычные Советские зарплаты. Советское правительство ничем не выделяло русских и не обделяло таджиков.
Кроме того, начиная с 1967 года, в Советском Таджикистане началась пресловутая "национализация кадров", то есть русских снимали с начальских должностей и вместо них ставили таджиков. Правда, заместителями всегда оставляли русских- должен же был кто-то ишачить и в случае провала быть "стрелочником"!
Более того, русских в Таджикистане не было в СовМине, в ГосПлане, в местном политическом руководстве Советского Таджикистана, и т.д.
Россия очень многое создала в Таджикистане. Я писал об этом в другой теме. Вот тот фрагмент:

А вообще, Россия на территории современного Таджикистана появилась очень
давно- еще до революции в России 1917 года. Во второй половине 19-века,
таджики, не имея своего государства, как такового, и находясь под
властью бухарцев, написали письмо Русскому Царю с просьбой взять их под свою опеку. И Русский Царь направил военный отряд, который по реке Пяндж установил  погранзаставы. В Хороге есть могила Русского солдата того времени.
После революции, в Таджикистан были направлены специалисты о области
медицины, образования, и т.д. Результатами их работы стали: снижение
детской смертности, снижение уровня заболеваемости населения, повышение
грамотности, и многое другое, о чем не надо забывать.
В 1924 г. таджиков было 1 миллион 200 тыс. чел., а в конце 80-годов- уже около 8 миллионов. Русскими была организована Таджикская академия наук. Благодаря Российским инженерам, был воздвигнут Душанбе- в 1924г. это был небольшой кишлак с
50 глинобитными хижинами, а в конце 80-годов- город с почти миллионным
населением. Русскими были построены: Нурекская ГЭС, Душанбинский
цементный завод, Яванский химический завод, Регарский алюминиевый завод,
железная дорога, автодороги, орошение Вахшской долины, и многое другое.


Добавлено (2014.02.13, 10:35)
---------------------------------------------
Цитата Raliya ()
Еврейские погромы случались не только в Таджикистане. Теперь в еврейских домах живут цыгане-попрошайки, а армянские многоэтажки заселены таджиками. Первыми ушли евреи. В Израиле их встретили так же, как в России встречают гастарбайтеров из Средней Азии. Значительная часть евреев Таджикистана говорила на диалекте таджикского, хотя исповедовала иудаизм. И самую немногочисленную прослойку составляли русскоговорящие ашкеназские евреи.

Израиль еще в начале 90-годов вывез многих своих соотечественников на их историческую родину, как я знаю.

Цитата Raliya ()
Следом наступила очередь узбеков. Узбеков и евреев таджикские радикалы любили называть предателями и народами без родины. Узбекистан со своей стороны выражал нетерпимость к Таджикистану.

А вот тут уже другой разговор. cool
Узбеков в Таджикистане всячески притесняют. Об этом пишут постоянно. Это давние исторические споры. Узбеков заставляют менять свою национальность на "таджикскую", обзывают, и т.д. Проблема объективно существует.

Цитата Raliya ()
Армяне и остальные кавказские народы поняли, что дальше оставаться опасно, и тоже выехали

Про армян- особый разговор. С этого, собственно, и начались погромы в феврале 1990года в Душанбе. Провокаторы распустили слух, что армянским беженцам, прибывшим из Азербайджана, якобы собираются давать квартиры. Почитай статью Дододжона Автовуллоева в это теме:  http://www.2shanbe.ru/forum/91-490-3#42004

Цитата Raliya ()
Кавказ остался только в Кулябе, где сложилась мощная кавказская диаспора, способная в любой ситуации постоять за себя.

Не знал честно. спасибо, что рассказала.

Цитата Raliya ()
Больше всех пострадали от войны сами таджики. Боевики нападали не только на европеизированных соотечественников, но и на местных жителей с вековым укладом. Выбивали двери в домах, наставляли оружие на стариков и детей, угрожали. Процветал бандитизм. Группировки , не принадлежавшие ни к одной из политических сил, выдавали себя то за правительственных солдат, то за оппозицию, чтобы совершить налет и поживиться. Грабили подчистую. Бои продолжались то на киргизской, то на афганской, то на узбекской границах. До сих пор въезд на некоторые дороги засыпан бульдозерами из-за тонн взрывчатки, заложенных воюющими сторонами. Полностью уничтожены десятки населенных пунктов, где еще в 80-х жили промышленные рабочие. Никто больше не хочет такой войны.

Конечно, люди не хотят повторения кошмара!
В той войне действительно больше всех пострадали сами таджики. Из числа погибших и пострадавших национальных меньшинств, большинство составляли узбеки. Русских, непосредственно в ходе боевых действий, особо не трогали- это была война между разными кланами и группировками, и гражданская война, как таковая, практически не принимала анти-русской направленности.

Кстати, еще есть и такая статья: http://webkamerton.ru/2012/04/modzhaxed-iz-podmoskovya/

Вот, что писал недавно по поводу войны пользователь Marko:

Итак - гражданская война. Таджикистан, буквально разделился напополам.
Противостояние между бывшей коммунистической элитой, и
национально-демократическими и исламскими силами, перешло из
политической
сферы в этническо-клановую. Началась резня. Жёсткая, тупая, кровопролитная резня - между "юрчиками" и "вовчиками"
(сторонников исламистов называли "вовчиками" - от слова ваххабизм, а
сторонников Народного фронта — "юрчиками" от имени Юрия Андропова), начался хаос, люди стали убивать друг друга без разбора.
Причём это могло происходить внутри одного района или кишлака. На одном
таком столкновении, погиб мой близкий друг с которым мы учились в одном
классе и сидели за одной партой с 1-го по 10-й класс. В кишлаке
городского типа "Хаёти нав" близ "масложира", его убили - зверски,
безжалостно, отрезав ему уши. Причём это сделали люди, которые жили и
росли с ним с самого детства. Бывали и более изощрённые методы зверских
убийств, но у меня рука не поднимается даже написать об этом. Скажу лишь
то, что люди платили деньги и отдавали все свои драгоценности, чтобы их
убили сразу - не издеваясь.

Таким же образом, погиб мой двоюродный брат Хуршед (мир праху его), возвращаясь с покупками с
базара. Остановив маршрутку, головорезы задали вопрос всем сидящим
мирным людям: - "за юрчиков они или за вовчиков", не последовав ответа,
маршрутку просто-напросто взорвали. Отпустили только водителя, который
оказался знакомым одного из боевиков, который и рассказал нам эту
историю.

В 92-м году, во всей этой суматохе, моя мама приютила у себя дома, молодого парня кулябца, который остался без жилья и средств
на существование, которого могла постигнуть участь быть убитым. Три года
он жил у неё и она считала его почти своим сыном, и когда обстановка в
стране более-менее стабилизировалась, он забрал все её деньги и
драгоценности, и по сей день она так его и не видела. И до сих пор она
не может найти объяснения этому поступку, но желает, чтобы эти деньги
принесли ему пользу и зла ему не хочет - кто может желать зла своему
сыну, пусть и не родному. Таких людей называют "курнамак".
Вот такая вот печальная история. И таких историй у таджиков, к сожалению, очень много, где можно было бы написать целую книгу.

Эпилог.

За шесть месяцев гражданской войны в Таджикистане, 1992 году, по данным «Мемориала», погибло 20 тысяч человек.
В результате войны только в 1992—1993 гг. погибло примерно 60000 человек и многие пропали без вести.
  • Более 60000 человек бежали в Афганистан и 195000 были вынуждены переселиться в
    страны Содружества Независимых Государств . Числовнутренних переселенцев достигло около 1 млн человек.
  • Были разрушены более 35000 жилых помещения.
  • В результате войны 25000 женщин стали вдовами, 53000 детей сиротами.
  • 61 медицинских учреждения полностью выведены из строя. В Душанбе и
    Хатлонской области многие школы были разграблены и разрушены.
  • В результате внутреннего конфликта 1992—1993 гг. общая сумма материальных потерь составила более $10 миллиардов.


Невосполнимые потери среди людей, которыми гордился народ.

Муродулло Шерализода Депутат парламента, главный редактор парламентской газеты «Садои
мардум» Муродулло Шерализода стал первой известной жертвой войны. Он был

убит 5 мая 1992 года во дворе Верховного Совета Таджикистана выстрелами из автомата. По официальной версии, его застрелили «враги
народа». И по сей день его убийцы не найдены. Всего, по данным Центра экстремальной журналистики России, во время войны в РТ были убиты 73 журналиста.

Мухиддин Олимпур Журналист персидской службы радио «Би-Би-Си» в Таджикистане, 12 декабря
1995 года оказался в «чёрном списке». Таджикистан потерял известного и
любимого многими журналиста,
искусствоведа, литератора, деятеля культуры.

Мухаммад Осими Со смертью академика-философа Мухаммада Осими современный Таджикистан
потерял известного и влиятельного в мире научного и общественного
деятеля. Он 23 года являлся президентом Академии наук страны, несколько
лет возглавляя Общество таджиков и персоязычных народов мира «Пайванд».
29 июля 1996 года средь бела дня, 76-летнего академика расстреляли
недалеко от его собственного дома в районе кинотеатра «8 марта». Убийство не раскрыто.

Отахон Латифи Утром 22 сентября 1998 года в Душанбе возле своего дома по улице Кирова
был убит известный таджикский журналист, бывший собкор «Правды»,
заместитель руководителя делегации Объединенной таджикской оппозиции
(ОТО) на межтаджикских переговорах, председатель подкомиссии по правовым
вопросам Комиссии по национальному примирению Отахон Латифи. И таких
смертей видных деятелей Таджикистана - очень много.

И наконец.
18 октября 1992 года в Яванском районе был зверски убит любимец таджикской публики, известный певец  Кароматулло Курбонов. Вместе с ним погибли ещё 11 человек. Вердикт боевика "юрчика"
Абдувосита Самадова (Восит) был краток: «Мы здесь воюем, а ты на
свадьбах поёшь?!» В ходе боевых действий сам Восит, тоже был убит,
который пережил Кароматулло всего на неделю.
Кто не в теме, Кароматулло Курбонов, был самым известным артистом, которого можно
сравнить, разве что с самим Иосифом Кабзоном - в рамках Таджикской ССР.
Что это были за люди, которые могли поднять руку на такого человека,
причём - ни за что? Такого больше не происходило - нигде. Если не брать в
расчёт самые отсталые африканские страны типа Руанды.


Добавлено (2014.02.13, 10:38)
---------------------------------------------
А вот статья из Интернета о событиях февраля 1990 года в Душанбе (не путать с периодом гражданской войны, начавшейся лишь через 2,5 года после тех событий!!!):

Горячий февраль 1990 года в Душанбе

Десятые числа февраля – это очередная годовщина событий в Таджикистане.
В годы перестройки здесь проходила гражданская война – наверное, эта республика наиболее болезненно пережила развал СССР.

У гражданской войны в Таджикистане было много причин. Общая истерия по
поводу распада Союза наложилась на экономические проблемы республики. Но
главную роль сыграли межнациональные противоречия. Важные
государственные должности могли занимать только таджики. Начался отток
русского населения из Таджикистана – до 1990 года в Душанбе проживало
около 80% русских, потом многим пришлось уехать, оставив все. Наверняка
здесь было и внешнее влияние – говорили о программе "Ислам против
коммунизма", которая создавалась в аналитических центрах США,
Великобритании и исламских стран. В ней описаны болевые точки республик
Средней Азии и просчитаны варианты дестабилизации ситуации в регионе.

2. Итак, причин войны было много, а поводом стал простой слух. После
землетрясения в Спитаке в Таджикистан привезли армян-беженцев. Говорили о
том, что их тысячи, и им вне очереди будут давать квартиры. На самом
деле, их было всего 47 человек. 10 февраля 1990 года группа молодых
людей устроила армянский погром.
11 февраля у здания ЦК КПСС Таджикистан прошел митинг, участники которого требовали депортировать
армян из страны под угрозой расправы.
Лидеры преступных группировок наводнили город. В город из кишлаков свозили молодеж, вооружали
арматурами и бутылками с зажигательной смесью.
12 февраля на том же месте собралась многотысячная толпа, которая требовала отставки 1-го
секретаря КПСС К. Махкамова. К середине дня митинг перерос в массовые
беспорядки. Штурмовали здания ЦК и Минводхоза, громили магазины. Здесь
тоже есть своя странность – совсем не пострадали магазин «Березка» и бар
«Восточный». Наверняка действиями толпы управляли заинтересованные
люди. Молодежь подогревали водкой и анашой.
В Душанбе возникли отряды самообороны. Это был поразительный опыт. В микрорайонах
собирались такие отряды, в которые входили таджики, евреи, русские… Они
охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон,
придумывали какую-то самодельную сигнализацию   (рельс), носили белые
повязки… Отряды самообороны просуществовали дней десять, собираясь по
вечерам и дежуря по ночам.
Ввоздухе висела злоба, звучали антироссийские лозунги.  Это был взрыв национализма, как болезнь, как
эпидемия. Я до сих пор не понимаю, как такое могло случиться именно в
Душанбе…

13 февраля беспорядки охватили весь Душанбе. Митингующие добились отставки правительства, но спокойствия это не
принесло. В городе был объявлен комендантский час, жители сами защищали
свои дома. Вечером 13 февраля в город ввели войска, напряжение ослабло.
Объявлен траур по погибшим, жизнь потихоньку возвращалась в привычное
русло.

Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана черной страницей, причем страницей непрочитанной.
Никто до сих пор точно не знает, как могло случиться то, что случилось,
не названы виновные в тех событиях. Нынешние власти стараются о феврале
1990 года молчать, вообще не вспоминать.
Фактически события 12-14 февраля 1990 года были предвестниками гражданской войны, начавшейся в мае 1992 года.
К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община
бывшего СССР, насчитывавшая 437 тысяч человек. После гражданской войны и
всеобщего обнищания в этой, ныне независимой, республике осталось не
более 40 тысяч русскоязычных граждан.


Добавлено (2014.02.13, 12:33)
---------------------------------------------
Также стоит обратить внимание на такую статью: http://news.rambler.ru/18304244/
 
RaliyaДата: Четверг, 2014.02.13, 19:56 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 105
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Мои называют другую цифру - убито 30 тысяч трудоспособных мужчин. В России тоже убивали журналистов. Вспомните про Влада Листьева или Анну Политковскую. В конце 80-х - начале 90-х волнения прошли везде, где раньше была советская власть. Не только в Таджикистане и Казахстане, но и внутри РСФСР. Очень хотели независимости, чеченцы, дагестанцы, башкиры с татарами, калмыки, буряты и другие народы. Про башкирский национализм разошлись анекдоты. Ахмет-Заки Валиди быстро стал народным героем и великим просветителем. Местный Ататюрк как никак.
 
andreasДата: Четверг, 2014.02.13, 20:19 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Главный Модератор
Сообщений: 448
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:
Raliya

Цитата Raliya ()
Мои называют другую цифру - убито 30 тысяч трудоспособных мужчин

Это имеется ввиду количество убитых мужчин в Таджикистане в ходе гражданской войны?

Независимости, может, многие и хотели. Многие ее, собственно, и получили. Да не все сейчас этому рады, кажется. cool
Например, результатом обретения "независимости" для Таджикистана стали: крах экономики, и, как следствие- обнищание значительной части населения и повальная безработица, упадок образования, деградация общественной жизни, массовая вынужденная трудовая миграция, и т.п.

А погромы были также и в Узбекистане, и в Киргизии, были они и в Азербайджане.
 
andreasДата: Суббота, 2014.03.15, 22:25 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Главный Модератор
Сообщений: 448
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:
Сохранились уникальные фотографии февральских событий в Душанбе 1990 года:









Прикрепления: 1633220.jpg(108Kb) · 1496375.jpg(133Kb) · 1875040.jpg(92Kb) · 9918551.jpg(92Kb) · 9747055.jpg(129Kb)
 
andreasДата: Воскресенье, 2014.03.23, 12:54 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Главный Модератор
Сообщений: 448
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:


Отсюда: http://www.veteranovd.zp.ua/2012/08/blog-post_15.html

Добавлено (2014.03.15, 22:59)
---------------------------------------------
Еще есть такая статья: http://www.dikoepole.org/numbers_journal.php?id_txt=265

Добавлено (2014.03.23, 12:54)
---------------------------------------------
Вот выдержка из одной статьи на эту же тему:

Русский погост.

Национальные отношения
Я вспоминаю похороны знакомого в Душанбе, в начале 90-х, аккурат после
первой волны насилия, прокатившейся по моей малой родине. Грустная
немногочисленная процессия растянулась метров на 20 по горячему холму
русского кладбища. Краем глаза я, уже здорово напуганный уличными боями,
меловыми крестами на дверях квартир русских людей, нанесенных днем,
чтобы вечером придти и убить тех, кто там живет, отметил движение метрах
в 50-ти за плитами надгробий. И почти сразу же над нашими головами
засвистели пули, догоняемые грохотом автоматов. Уронив гроб с
покойником, мы все распластались в тонкой азиатской пыли. Великолепная,
беспомощная, обреченная мишень. Однако, вышедшие из-за русских могил
трое молодых таджиков с «Калашами», весело переговариваясь, вскинули к
плечам автоматы и снова стали стрелять короткими очередями по… гробу с
мертвым человеком. Расстреляв по рожку, они собрались уходить. Один из
них, плюнув в нашу сторону, высокомерно и снисходительно махнул рукой –
мол, продолжайте.

Рассказать, что мы все чувствовали в этот момент? Нет, не буду. Немногие могут это
почувствовать, не пережив. Но дело было даже не в ужасе и унижении,
которое мы пережили. Дело было в трупе, убитом во второй раз. В первый
раз молодого, талантливого, красивого русского парня убили за два дня до
его похорон вечером в центре города. Сначала моего тезку забили ногами,
потом перерезали горло.

Это была преамбула.

Вначале, кто не помнит, таджики стали строить свое собственное государство,
убивая, грабя, насилуя всё нетаджикское население, и, прежде всего,
конечно, ненавистных русских, потом принялись друг за друга, заодно
продолжая прихватывать жизни тех несчастных, кто не успел вырваться кто в
чем был из республики, побросав квартиры и имущество, подгоняемые
злобным улюлюканьем в спины.

Известная в Таджикистане телевизионная ведущая, таджичка, интеллигентная и
красивая женщина, как-то сказал моему отцу: «Витя, если бы русских здесь
не было, все таджики давно бы на «Жигулях» ездили»… Такой вот уровень
национального самосознания царил в головах большинства этих людей даже в
середине 80-х. Таджики бы ездили на русских «Жигулях», сделанных
русскими людьми на русские деньги. Тогда как весь бюджет солнечного края
едва ли покрывал расходы по содержанию столичного аэропорта.

Здравомыслящих таджиков, кстати, тоже убили. Тех, кто не уехал в Россию. Я никогда не
говорю на эти темы со своим другом-таджиком. Зачем? Нам и так всё
понятно. Так же, как я никогда не благодарил таджиков – друзей нашей
семьи, которые предупреждали моих родителей о готовящихся погромах и
приходили к ним в дом, чтобы защитить их даже ценой своих жизней, если
придут варвары. Зачем им моя благодарность? Они понимали, что делали,
понимали, кто это – русские. Увы, их было не большинство.

Я хорошо понимаю и говорю по-таджикски, поэтому легко различаю речь своих
земляков тут, в Вавилоне. Не готов рассуждать на тему «Простым людям
задурили голову, они и сами теперь жалеют». Конечно, это так. Что не
меняет моего настроения. Когда и встречаю на рынке или среди строителей
таджиков примерно сорока лет от роду, то невольно напряженно
всматриваюсь – это он, тот, с автоматом? Или тот, кто штурмовал
телецентр в Душанбе? Или тот, кто привязывал за ноги русских людей к
бамперам машин и разрывал на части как в древние времена лошадьми? А
молодые ребята таджики – это не дети ли тех людей?

Нет, я не горю ненавистью к какому бы то ни было народу. И это не пепел
Клаааса, стучит в моё сердце. Если бы дело касалось меня лично, я бы
мстил до последнего вздоха. Но не всем подряд, а тому, кто причинил зло
мне, моей семье, близким. Потому что уверен, что не око за око, а два
ока за око, чтобы неповадно было впредь.

Вопрос русскому народу – кому конкретно мстить за тысячи убитых и замученных в
национальных окраинах, за более чем двадцать миллионов беженцев –
задавать бессмысленно. Некому мстить. Почему? Только ли потому, что
страшно подумать, сколько у нас и на том тоже отрезке истории было
обидчиков? Всему бывшему СССР

мстить не станешь, ведь и в самом деле, кто не горел ненавистью к русским от
Прибалтики до Туркмении? Другое дело, что ни Горбачеву, ни Ельцину, ни
тем более, последующим, не было никакого дела до русских (и это, кстати,
наилучший вариант, если вдуматься). Потому что ненавидеть, убивать,
грабить и насиловать русских было разрешено. Более того, нам же, целой
нации, было велено еще и каяться в великодержавном шовинизме и страшно
радоваться за пробуждение национального самосознания. И никто не
собирался защищать русских людей нигде – ни в Таджикистане, ни в Латвии,
ни в Чечне. Кстати, никакой реакции российских властей не последовало и
на заявление исламистов в таджикских газетах о том, что все русские
отныне объявляются заложниками в республике.

Один мой добрый приятель, тоже таджик, доктор исторических наук, комментируя
события на Манежной площади, сказал: «Я очень удивлен, что это
произошло только сейчас. Неужели ваши (он показал указательным пальцем
вверх), не понимаю, что у русских просыпается чувство национального
самосознания? Наконец-то вы стали себя защищать!».

Я абсолютно убежден в том, что строить какие бы то ни было отношения с
новыми государствами, бывшими республиками СССР, Российской Федерации
можно было только, потребовав у национальных элит всех республик, где
был хотя бы единичный случай даже просто притеснения русского населения,
официальных извинений перед Россией, перед нацией, перед всеми русскими
людьми, и выплатить компенсации, которые, как минимум, позволили бы
русским людям на исторической родине купить жилье. Нет? Значит,
прессовать экономически и политически до тех пор, пока не одумаются,
вынудить, создать обстоятельства непреодолимой силы. Мы не устраивали
ночей длинных ножей ни одному народу, мы улыбались узбекам в тюбетейках,
помогая найти Невский проспект в Питере, мы зачем-то восхищались
дешевой кавказской горячностью и робели на улицах Риги, старясь быть
такими же «культурными», как жители этого маленького, нынче абсолютно
фашистского государства. Но мы никого не призвали к ответу за геноцид
русского народа.

Проходит время, и становится неприличным вспоминать несмытую русскую кровь с
ботинок и калош строителей новых суверенных государств. И сегодня мы
строим таможенный союз как «равные среди равных», пытаемся бороться за
некие преференции на наших бывших территориях. Однако, сила наша, как и
пафос речей президента и премьера, воспринимается нашими «партнерами»
как нечто необязательное к исполнению. У нации нет силы – так они
думают. Нет чести и достоинства. Потому что мы не просто простили, мы не
заметили унижений, оскорблений и убийств.

Таджикистан ориентируется на Иран и Китай, в Казахстане, «добром друге и соседе»
постоянно происходят вбросы в общество о том, не запретить ли к
использованию русский язык, штрафуются жители Байконура за отсутствие
миграционных карточек…. Только в Казахстане? Нет, конечно. Так – везде,
где еще остались русские люди.

Не знаю как вы, а я не могу себе позволить оставить всё так как есть.
Может быть оттого, что всегда, пока я жив, я буду помнить те похороны.
Может, оттого, что тех, кто бежал из республик Средней Азии и Закавказья
в Россию, эти республики настигли в России. Со всей энергией
этнопреступности, звериной злобой к русским и беспрецедентной наглостью.
Но я езжу в Душанбе. Зачем?

Мало кого осталось там из людей, к кому я мог бы зайти в гости. Чаще всего я
хожу на русское кладбище и договариваюсь с кем получится о том, чтобы
прибрались на могилах, насколько хватает моих денег. Там лежат поколения
русских людей, которые, начиная с 20-х годов, комсомольцами, в составе
разных «двадцатипятитысячников» и «комсомольско-молодежных бригад»
приезжали на строительство народнохозяйственных объектов и пускали корни
на своих новых родинах, женились, рожали детей, состаривались и
умирали. Все их останки лежат в земле их новых родин. При этом русское
население в Таджикистане сегодня составляет немногим меньше процента от
общего числа жителей.

В годы революции, гражданской войны и становлении «национального
самосознания» на русском кладбище пасся скот, местное население ходило в
туалет на могильные плиты: так самоутверждалась молодая таджикская
демократия.
Прикрепления: 4065729.jpg(108Kb)
 
Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе » Душанбинцы всего мира объединяйтесь!!! » Таджикистан наш дом!-Точикистон хонаи мо! » Черный февраль 1990 года. Душанбе. (В эти дни исполняется 24 года с момента тех событий.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Powered by Султанов Баходур Анварович © 2017 Яндекс цитирования Находится в каталоге Апорт Яндекс.Метрика
Поддержать форум на Forum-top.ru